?

Log in

No account? Create an account

morokanski


Тёплый ламповый блог о литературе и не только

мысли, заметки, статьи, рецензии


Дистиллированное мужененавистничество
morokanski
Мишэль Фэйбер – это имя уже успело стать синонимом мужененавистничества. А может то, что и Мишель, и мизандрия начинаются на «ми» – вовсе не совпадение? Да нет, притянул за уши.

Так или иначе, ненависть к особям мужского пола – как нитка, ведомая швейной иглой – сквозной строкой проходит через всю книгу. Это не плохо, и не хорошо. Но это первое и последние, что стоит знать до того, как книга будет взята в руки и открыта на первой странице – всё остальное не имеет значения. Читатель может любить или не любить викторианскую Англию, может знать толк в хорошей проститутке, а может и не знать, верить в любовь или не верить – не важно. Важно другое: ни к чему из этого он по прочтению книги не останется равнодушен, будь то восторг или отвращение.

«Багровый лепесток и белый» – это настоящий opus magnum Фэйбера, его взращенный в течение многих лет цветок, его дитя. С первых страниц избалованный читатель повизгивает от восторга, удивляясь удивительному языку и неуловимому, неподдающемуся описанию меткому стилю. И это на русском. А возьмите оригинал – и сладость дрёмы в летний день покажется вам неуклюжим аптечным кайфом. Взять хоть объём – мало кто может тягаться с таким тяжеловесом (из прочитанного лично мной – разве что Рэндовский «Атлант»). Вы открываете книгу и ваше путешествие по улочкам Лондона начинается. Рано радуетесь: это одно из тех, поначалу волшебных и захватывающих приключений, незаметно перерастающих в дикий параноидальный трип. Если вы не готовы к этому дерьму – не читайте дальше. Серьёзно. Не надо.

Первые главы читаются на одном дыхании. Это первая доза, за которую барыга даже не попросил ни копейки (стоимость книги не в счёт). Ощущения?.. их полные штаны. Полные викторианские брюки ощущений. Мишель очарователен в своей (своей ли?) ненависти к мужчинам, и это завораживает. Неподражаем в воссоздании духа времени: читатель чувствует запах лондонских нечистот, чувствует все прикосновения, любые тончайшие вибрации, все грани, которые не способны передать даже раскрашенные фотографии тех времён. Во время чтения хочется встряхнуть автора за плечи и спросить: «Как, Мишель? Как тебе это удалось, дьявол?». Как у Гоголя: нет ответа. Однако вернёмся к трипу: первые главы, как проплывающий мимо мчащегося поезда пейзаж, пролетают мгновенно, незаметно. Но этот состав вскоре свернёт туда, куда вам ехать не хочется. Вы понимаете, что еда, которую подают, с каждым днём становится невыносима; вам кажется, что казавшиеся в начале поездки милыми попутчики норовят вас обокрасть; пейзаж за окном становится всё мрачнее и мрачнее. Это трип, друзья. Лютейший, параноидальный, пропитанный изменой и страхом книжный трип. В голове остаётся только одно желание: поскорее бы отпустило. Но поезд всё мчится, и читатель понимает: сойти с него он сможет только тогда, когда объявят конечную станцию, и ни минутой раньше.

Проклятая книга. После середины ты читаешь её, потому что знаешь: бросишь – и она будет преследовать тебя до конца жизни. До последнего дня. Сам дьявол Мишель встаёт перед глазами и говорит: «единственный способ избавиться от наваждения – дочитать. Мы оба это знаем». Когда последняя страница остаётся позади; когда книга закрыта, а потная рука всё ещё лежит на ней сверху – тогда ты смотришь в окно, за которым не 1875 год; по улицам не ходят сёстры милосердия, а подавляющее большинство людей никогда и не слышало про омнибусы. Только тогда ты наконец понимаешь: трип подошёл к концу.

И последнее, если ещё не передумали пускать всё это по вене: ходящему под руку с мужененавистниками стоит остерегаться того, чтобы самому не стать мужененавистником. И если долго вчитываться в книгу – книга начнёт вчитываться в тебя.

Путями неисповедимыми
morokanski
«Дом Ра» – так называется книга, о существовании которой я узнал пару дней назад. Собственно, о ней и пойдёт речь.

Что получится, если человек, рождённый в СССР, но обречённый отринуть социалистическую мораль, знакомый с творчеством таких писателей как Оруэлл, Рэнд и Хаксли, наш с вами современник – что получится, если такой человек решит изложить свои убеждения на бумаге? Верно, получится «Дом Ра».

Сложно воспринимать эту книгу как полноценную представительницу художественной литературы. В ней есть всё: многочисленные персонажи, по степени проработанности уступающие картонным задникам, нелепые невнятные вкрапления экшена, притянутая за уши любовная линия, слабые диалоги. Но всё это – не более чем мишура, обрамляющая главное, что есть в книге: векторы авторского мировоззрения и жизненных принципов, копьём проходящие сквозь повествование. «Дом Ра» – это манифест здравомыслящего человека в эпоху всеобщего мракобесия и крепчающего в верхах власти маразма. Крик души, если хотите; плевок в лицо нахлебникам нации, озлобленный взгляд в сторону упивающихся своей безнаказанностью и неподсудностью сильных мира сего. Это работа настоящего патриота своей страны.

Если не боитесь произведений, носящих откровенно поучительный характер, то смело приступайте к чтению. На протяжении всей книги не покидает впечатление, что ты слушаешь рассказ отца (заправского Хэнка Рэардэна) о своём прошлом, полный наставлений, советов и правил жизни. Подобный коктейль щедро приправлен очаровательной верой главного героя в ведущего его сквозь все жизненные шторма древнеегипетского бога Амона-Ра. Импонирует и авторский взгляд на жизнь как на бесконечную борьбу протагониста с возникающими трудностями. Таким образом, тернистый жизненный путь становится спортивной дорожкой, антагонистическое противостояние – агонистическим (Шанталь Муфф бы одобрила); неизбежность конфликта принимается как неотъемлемая – а значит естественная – часть существования.

Удалось ли автору обойтись только египетскими богами, и избежать обращения к помощи бога из машины? Скорее нет, чем да. спойлераCollapse )

Так или иначе, всем неравнодушным к судьбе современной России, а также терпимо относящимся к небогатому литературному скиллу – рекомендуется!

Ссылка на книгу:
http://domra.listratkin.ru/

Мой начальник – филантроп; он подкинет мне на гроб
morokanski
С такой вещью как КСО я познакомился в скором времени после прочтения Рендовского «Атланта», и поначалу разглагольствования на тему благотворительности и общественного благосостояния изрядно резали слух. Однако, спустя какое-то время заряд впечатлений порядком иссяк, и я смог трезвее взглянуть на феномен корпоративной социальной ответственности, постараться усвоить общие моменты.

В моих глазах «Атлант» ни в коем случае не претендует на роль библии капитализма, сборника непреложных истин. Но конфликт, тем не менее, возникает: почему бизнес должен жертвовать деньги на мероприятия, не предпологающие какой-либо экономической отдачи? Кто-то скажет (и будет прав), что в таком случае компания просто пропиарится, и будет такова. Да, есть такое. Будет что написать в годовом/социальном отчёте. Но соизмеримы ли выгоды и затраты? Сложно сказать.

С другой стороны, для крупных компаний глубокая политика КСО может служить инструментом самозащиты. Попробуй-ка, покусись на «Национальное Достояние» – сразу отхватишь пиздов.